Украина и НАТО: интеграция вопреки общественному консенсусу

Вопрос членства в НАТО как составная часть глобального геополитического выбора Украины между Россией и Западом на протяжении всех двадцати пяти лет независимости был и остается важным триггером, разделяющим украинское общество. Оккупация Крыма Россией и вооруженная агрессия на востоке заставили многих граждан усомниться в целесообразности внеблокового статуса. «Промайдановские» политики, в частности нынешние президент и правительство, преподносят членство в НАТО как единственную гарантию дальнейшей национально безопасности и восстановления территориальной целостности. Однако вступление Украины в НАТО, да и сам процесс активной интеграции несут в себе серьезные риски для Украины: от дальнейшего нарастания милитаристских настроений в стране до открытого гражданского конфликта между сторонниками и противниками членства. Более того, Россия, всерьез воспринимающая расширение Альянса на Восток как угрозу нацбезопасности, может ответить на такой шаг эскалацией вооруженного конфликта на Донбассе и даже полноценной войной.

Отношения Украина-НАТО до 2014 года: дружба с надеждой на большее

Сейчас уже мало кто помнит, но впервые заявку на членство в НАТО Украина подала еще в 1954 году. Тогда, в самом начале Холодной войны, СССР попытался ин­ тегрироваться в Альянс как в общеевропейскую органи­ зацию безопасности с целью изменить ее антисоветскую направленность. Вместе с СССР ноты о вступлении в НАТО в марте 1954 года направили Украинская ССР и Белорусская ССР, уже входившие на тот момент в ООН как формально суверенные республики. Однако США, Франция и Великобритания ответили на эти заявки отказом, что позволило Советскому союзу инициировать собственную организацию коллективной безопасности – Блок стран Варшавского договора. Так родилась система биполярного мира времен Холодной войны, просуществовавшая почти 40 лет. Официальные отношения между Украиной и НАТО были установлены уже через полгода после обретения ею независимости. В марте 1992 года по инициативе первого президента Леонида Кравчука молодая рес­ публика стала членом Совета Североатлантического сотрудничества (САС, сегодня – Совет евроатлантического партнерства) – структуры Альянса, отвечающей за раз­ витие партнерства с другими странами. Такой шаг шел вразрез с прописанным в Декларации о государственном суверенитете «намерением стать в будущем постоянно нейтральным государством, которое не будет участвовать в военных блоках». Второй президент Украины Леонид Кучма продолжил процесс сближения с НАТО. В феврале 1994 года Украина первой среди постсоветских стран присоединилась к «Партнерству ради мира» – новосозданной программе сотрудничества Альянса с европейскими государствами и бывшими советскими республиками. В 1994 году украин­ ские военнослужащие принимали участие в первых уче­ ниях НАТО за рубежом, а в 1995 году такие учения прошли уже в Украине. С 1996 года правительство направило украинских военных в Боснию и Герцеговину в рамках первой совместной с НАТО миротворческой миссии. За три года украинский контингент потерял двух человек. В середине 1990-х вокруг Украины сформировалась геополитическая картина, остающаяся актуальной и до сих пор: западные соседи декларируют планы на членство в НАТО, тогда как Россия и Беларусь формируют позицию против расширения Альянса на восток. В июле 1997 года Леонид Кучма подписал с главами государств и правительств стран-членов НАТО Хартию об особом партнерстве, которая стала основным политичес­ ким документом, регулирующим отношения Украины и НАТО. На ее основе была учреждена Комиссия УкраинаНАТО, а также Миссия Украины при НАТО.

Полный PDF читайте здесь. 

 

Контакти

  Україна, 01034, м. Київ, вул. Рейтарська, 29-Б

+380 44 279-58-57, +380 44 272-12-02

rosaluxua@gmail.com

  rosalux.ukraine

©2018 Rosa Luxemburg Stiftung в Україні. Всі права захищено.

Search